Тим Суини (Tim Sweeney), основатель Epic Games и один из лучших специалистов в области компьютерной графики и видеоигр в мире, считает, что виртуальная реальность (ВР) окажет колоссальное влияние на игры в ближайшие годы. Кроме того, быстрое развитие технологий виртуальной реальности создаст условия, когда ВР игры будут неотличимы от реальной жизни уже в ближайшие 10 лет.
Компьютерная графика в целом развивается довольно быстро благодаря эволюции графических процессоров и новых игровых движков. Будучи одним из руководителей компании, которая развивает движок Unreal Engine, один из наиболее совершенных в индустрии движков для трёхмерных видеоигр, Тим Суини считает, что то же самое произойдет с эволюцией графики для виртуальной реальности (virtual reality, VR), что включает развитие как программного, так и аппаратного обеспечения.
«Виртуальная реальность изменит мир», – сказал Тим Суини в интервью Engadget. «Аппаратное обеспечение будет увеличивать качество в два раза каждые два года в течение ближайшей декады до степени, когда через 10 лет будет сложно отличить виртуальную реальность от реального мира».
Долгие годы технологии виртуальной реальности были уделом мечтателей, а также игроков, надеющихся на новые впечатления от полюбившихся игр благодаря VR-шлемам. Покупка Facebook компании OculusVR за $2 млрд в прошлом году вывело виртуальную реальность из нишевой части рынка видеоигр на широкий рынок компьютерных технологий.
Несмотря на то, что о виртуальной реальности и компании OculusVR теперь говорят в ведущих СМИ, до сих пор технология не попала на рынок. В продаже нет ни ВР-гарнитур, ни изначально созданных под них игр. По сути, виртуальная реальность коммерчески представлена лишь экспериментальным аппаратным и программным обеспечением. Иными словами, ВР пока не дошла даже до «первопроходцев», людей, которые первыми приобретают технологические новинки.
Тем не менее, по словам легендарного разработчика игр, многие создатели программной продукции работают над созданием различных проектов, связанных с технологиями виртуальной реальности, которые появятся на рынке уже в 2016 году или чуть позже.
«Есть удивительные вещи, происходящие с виртуальной реальностью прямо сейчас, но многие из них пока не увидели свет», – сказал господин Суини. «Но следующий год обещает быть просто переломным для ВР».
Тим Суини прогнозирует, что 2015 станет критическим для развития технологий виртуальной реальности, поскольку именно в этом году обещают увидеть свет коммерческие ВР-гарнитуры разработки OculusVR и других компаний, работающих над соответствующим оборудованием. Ожидается, что создатели игр также предложат некую VR-продукцию.
Довольно очевидно, что виртуальная реальность может стать важнейшей вехой в развитии индустрии видеоигр, а также создать новые индустрии, такие как виртуальный туризм, виртуальное обучение, виртуальные концерты музыкальных коллективов и многие другие.
Тем не менее, не стоит ожидать, что ВР перевернёт мир видеоигр в ближайшие годы. Во-первых, для этого разработчикам игр придётся пересмотреть как способы управления в них, так и саму концепцию виртуальных миров. Во-вторых, по-настоящему качественные ВР-проекты появятся на рынке не раньше, чем игроки приобретут себе соответствующее аппаратное обеспечение и будут готовы платить за принципиально новые игровые продукты, на что уйдут годы. Что касается новых индустрий, то они появятся только тогда, когда массовые пользователи приобретут ВР-гарнитуры.
Нет сомнений, что конечной целью технологии виртуальной реальности является стирание границ между реальными и виртуальными мирами. Учитывая общий быстрый прогресс технологий это может быть достигнуто в относительно обозримом будущем. Однако, прежде чем VR начнёт развиваться по-настоящему быстрыми темпами, должны быть созданы отраслевые стандарты. С большой вероятностью в ближайшие пару лет нас ожидает война стандартов и подходов между наиболее многообещающими создателями VR «железа», такими как OculusVR, Microsoft (и его HoloLens), Sony (проект Morpheus), Razer (проект OSVR) и другими. Типично войны стандартов серьёзно тормозят развитие рынка поскольку пользователи не уверены в том, какой из них выиграет, и пытаются подождать исхода противостояния.