На проходившем в Мельбурне (Австралия) Гран-При Формулы-1 состоялась схватка между тремя маститыми автогонщиками: пилотом немецкой команды Mercedes британцем Льюисом Хэмилтоном (Lewis Hamilton), пилотами итальянской команды Scuderia Ferrari финном Кими Райкконеном (Kimi Räikkönen) и немцем Себастьяном Феттелем (Sebastian Vettel). Расстановку сил сбил введённый гоночным директором режим виртуального автомобиля безопасности (VSC) — в результате ехавший на третьем месте Феттель одержал победу. Команда Mercedes объясняет происшедшее ошибкой своей программы анализа и предсказания ситуации на гоночной трассе.
Реальный автомобиль безопасности был введён в регламент в 1993 году и позволил лучше контролировать ситуацию во время инцидентов, прежде приводивших к остановке соревнования. В этой ситуации все гонщики обязаны придерживаться скорости, заданной выехавшим на трассу автомобилем безопасности.
Виртуальный автомобиль безопасности — система, информирующая гонщиков о введённом режиме и заданной скорости с помощью визуальных и звуковых сигналов. Она активируется дирекцией, как правило, во время инцидентов на основании общей гоночной ситуации по данным GPS автомобилей, камерам наблюдения, сообщений от постов маршалов и команд. Хотя считается, что в этом режиме дистанции должны оставаться неизменными, наибольшие потери обычно несут пилоты, находящиеся на участках, удобных для набора скорости, как это и произошло с Хэмилтоном. В режиме VSC пилоты могут совершать пит-стопы для замены шин с минимальными тактическими потерями, так как соперники движутся с ограничением скорости.
Потенциальный победитель гонки Льюис Хэмилтон уже произвёл замену шин и двигался с отставанием на 11,5 секунд от Себастьяна Феттеля, которому ещё предстояло совершить пит-стоп, занимающий на этой трассе порядка 21 секунды. Команда Mercedes была уверена в успехе гонки, так как их программа, учитывающая всевозможные сценарии, сообщала о сохранении лидерства при отставании от пилота Ferrari вплоть до 15 секунд.
«Когда Хэмилтон выехал с питлейн, мы попытались установить такой темп, чтобы иметь запас на случай VSC. Когда мы поняли, что у нас соответствующий запас для VSC есть, мы просто решили поддерживать отставание и сбавить темп, поскольку у нас были три или четыре секунды в запасе. Но оказалось, что их не было», — сообщил после гонки глава команды Mercedes AMG Petronas F1 Тото Вольфф. Он также высказал предварительное предположение, что именно компьютерная программа, используемая командой уже пять лет, выдала неправильное значение.
Однако это не первый случай подобного фатального невезения Льюиса Хэмилтона. В 2015 году в Монако он сохранял уверенное лидерство, но после выезда на трассу автомобиля безопасности команда Mercedes предложила ему заехать в боксы, полагая, что сохраняется достаточный отрыв для пит-стопа, но в итоге Хэмилтон занял лишь третье место.